O'zbekiston ERK Demokratik Partiyasi

УЗБЕКИСТАН: Шаг вперед, два назад… в ослепляющее светлое будущее

УЗБЕКИСТАН: Шаг вперед, два назад… в ослепляющее светлое будущее
175 views
13 January 2012 - 7:37

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо введения. Автонекролог и Предуведомление

Часть 1. Узбекистан в перестроечный период и распада СССР.

Часть 2. После провозглашения независимости (1991 –2005 гг.)

Часть 3. Постандижанский Узбекистан (2005 -2011 гг.)

Вместо заключения. Комментарии автора.

 

АВТОНЕКРОЛОГ

Я, Бахадыр Мусаев, родился 24 сентября 1944 г (г. Андижан) в семье служащего (прокурора г Андижана, Пахтабадского района Андижанской области), Фахритдина Мусаева (1909-1953). Мать, домохозяйка, девичья фамилия Зухритдинова Лобархон (1925-1997). Детство и юность провел в г. Фергане, воспитываясь в семье журналиста – фронтовика Адхама Хамдама, друга моего отца. В 1962 году закончил общеобразовательную среднюю школу №2.

 

Выпускник философского факультета МГУ (1968г.). Прошел двухгодичную стажировку в Институте социологических исследований АН СССР в качестве стажера – исследователя, разрабатывая проект “Этнические группы промышленного предприятия”. В 1974-1977 гг. являлся аспирантом Института философии АН СССР, где защитил (1978) диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Служил в Советской Армии (г. Магнитогорск. 1971-1972 ). В 1972 г прошел офицерские сборы в г. Пермь. Старший лейтенант запаса.

 

На протяжении ряда лет (1968г., 1973 -1974 гг., 1978 -1999 гг.), работая в вузе, научных учреждениях и др., исполнял функции ассистента и старшего преподавателя, доцента, старшего лаборанта, младшего и старшего научного сотрудника, социолога I категории, ведущего сотрудника и главного специалиста. Места работы: сектор социологии Института философии и права АН Уз.ССР, кафедра философии Ферганского политехнического института, Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ. Ташкентское отделение), директор хозрасчетного центра “Социолог” при инженерном обществе СССР и Ташкентского обкома КП Узбекистана, заместитель директора по науке Центра социологических исследований при Министерстве труда Республики Узбекистан,

 

С 3 ноября 1993 г. по 16 февраля 1999 г. работал в Институте Стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана (ИСМИ), где исполнял функции (в соответствующей последовательности) старшего, ведущего сотрудника, заведующего сектором, главного специалиста. После известных февральских событий 1999 г. в Ташкенте, будучи, не согласным с внутренней политикой правительства страны, я подал заявление с просьбой уволить меня из названного института по собственному желанию.

 

После ухода из ИСМИ работал по контракту в качестве главного специалиста отдела методологии и методики проведения социологических исследований неправительственной организации “Ижтимой Фикр” (“Общественное мнение”). Однако, спустя год, из – за своих публичных выступлений на региональных и международных конференциях, публикаций в иностранных СМИ, интернет – сайтах, в частности, на предмет информационной безопасности республики Узбекистан, предупреждения развития экстремизма в Узбекистане как фактора обеспечения региональной безопасности, содержание которых не совпадали с официозом, по настоятельному требованию представителей аппарата президента, администрация названной НПО расторгла со мной трудовой контракт. В последствии для меня все двери, в какие – либо официальные и иные учреждения, расположенные на территории республики были закрыты и остаются закрытыми по настоящее время.

 

Долгое время, как утверждали и утверждают республиканские СМИ, Мусаев Бахадыр, т.е. я, активно занимался клеветой на Узбекистан по радио “Озодлик” (“Свобода”) и Би би си. В результате публикаций, начиная с 2000 г., например, в международном журнале социально-политических исследований “Центральная Азия и Кавказ”, издаваемом в Осло на русском и английском языках, сотрудничества с Ташкентским отделением Британского института по освещению проблем войны и мира, выступлений на страницах интернет-сайтов, где за минувшее десятилетие воспроизведены сотни моих заметок о текущих политических событиях, неприглядных сторонах социальных реалий страны, в мой адрес раздавались угрозы, неслась хула, граничащая с нецензурной бранью, распространялись и распространяются до сих пор небылицы, “приклеиваются” ярлыки, частности, следующие. “Анархист”, “не патриот”, “враг нации”, “интеллектуальный провокатор”, “маэстро черных дел”, “немецкий шпион”, “троянский конь”, “русофоб”, пантюркист”, “шовинист”, “узбекский националист”, “пишущий в угоду посторонним” и др.

 

Не был обделен я и вниманием и своих доброжелателей в кавычках, которые занимались не столько опровержением моих идей, суждений, убеждений чисто логическими аргументами, а стремились и стремятся дискредитировать меня как человека умышленной ложью, всякого рода побасенками, не брезгуя и грязными домыслами.

 

В 2002 г. Комиссия по Развитию Демократии при посольстве США в Узбекистане приняла решение присудить мне малый грант для опубликования моей рукописи книги “Узбекистан независимый: Реформы или Бунты?” тиражом в 1, 5 тыс. Но решение это не было реализовано (примеч. ознакомится с назв. текстом книги можно на сайте см. www.centrasia. 19 – 23.01. 2004 г.).

 

Сотрудничал с Институтом Открытое Общество и, являясь грантополучателем, принимал участие в проекте “Гендерная политика и СМИ”, в рамках которой написал аналитическую записку “Проблема насилия в отношении женщин Узбекистана” (опубликовано ИООФС в 2002 г.)

 

В марте 2007 г. приглашен немецким фондом Hamburger Stiftung fur politisch Verfolgte в качестве стипендиата. В этом качестве я находился в Германии (Гамбург) в 2007-2008 гг. В первые же месяцы пребывания в Германии закончил, начатую еще в Ташкенте книгу “Андижанский Веер – Машина для Убийства”, которая размещена с июля 2007 г. на страницах интернет – журнала “Оазис” в формате pdf (см. www.oasis.info)

 

В настоящее время живу в Ташкенте. За истекшие годы после возвращения из Гамбурга (2008-2011гг.) написал серию очерков, озаглавленных “Это слово “Туркестан” – что за ним?”, “Кому злая память, а кому напоминание”, значительное число заметок различной тематической направленности, связанных с освещением социальных процессов в Узбекистане, отдельных моментов современной политики России в Центральной Азии, трагических событий июня 2010 г на юге Кыргызстана и др.. Приступил к последней задумке (о мотивах осуществления ее и цели см. ниже ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ). Разведен. От брака имею сына и дочь, двух внуков.

 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ.

 

Читатель, это мои “непричесанные” мысли разных лет, начиная с конца 80-х гг., т.е. современного периода истории Узбекистана. Никто и ничто не смогли мне помешать их высказать, хотя зачастую мои публикации в периодических изданиях и другого рода выступления шли в разрез личным интересам. Я рисковал благополучием, но смел сказать “нет”, когда с точки зрения здравого смысла обывателя (не гражданина) следует согласиться, смириться, читай, проявить конформизм.

 

В прежние времена я был полон надежд и веры в будущее. Вместе с тем, это не мешало мне с моим “социологическим воображением” иметь свободные от официоза непредвзятые суждения относительно природы вещей, стремиться к объективности и беспристрастности в оценке социальных явлений. Данное обстоятельство привело, что постепенно рассеивались иллюзии, надежды в отношении “государства – реформатора”, которые я питал к нему в начале 90-х гг. Мои мировоззренческие позиции, окончательно сформировавшиеся за годы работы в ИСМИ при президенте Узбекистана, скажем так, стали не совпадать, например, с идеологическим содержанием деятельности власти. Это объясняет мой глубокий скепсис относительно исторических перспектив нынешнего режима власти Узбекистана, так как оценивал и оцениваю его как авторитарный и не способный проводить реформы. Более того, я не только не принял установленный порядок вещей, а, открыто называя вещи своими именами, выражал несогласие и считал не моральным проявлять политкорректность в отношении всего, противоречащего традициям свободы и принципу толерантности.

 

Таким образом, я сделал свой выбор – не отказывать себе в том, чтобы высказывать многое из того, что, было (есть) у меня на душе относительно происходившего и происходящего ныне вокруг. Я имею в виду и крах “благих начинаний” перестройки в СССР, его распад, а также и период времени, охватывающий переход истории Узбекистана в новое качество, сопряженное с возвращением и утверждением авторитаризма, т.е. сегодняшний день.

 

Вот маленький штрих к портрету власти или лучше сказать одна из мизансцен в коридорах власти, невольное участие в которой неожиданным образом раскрыло мне глаза, и я решил, что больше не буду принимать участия в их спектаклях.

 

Помнится, в середине 90-х гг., после одной из служебных командировок в качестве сотрудника ИСМИ в отдаленную область республики, я написал аналитическую записку в аппарат президента, где выражал тревогу, связанную с опасениями, что наблюдаемые настроения недовольства людей глубинки могут превратиться в доминантный социальный признак общества, не исключая того, что не решаемость социально- экономических проблем реально приведут к социальным взрывам, социальным катаклизмам и т.п. Вскоре меня вызвал ответственный работник Совета безопасности. Очень не глупый человек, “пожурил” гибко за объективное содержание аналитической записки, сказав при этом, мешая русские слова с узбекскими: “не такие записки ждет президент. Бошка езманг каттаклизма тугрисида. Тушунинг, ака –жон, бизга катта клизма керамас” ( “…Больше не пишите о катаклизмах. Поймите, наконец, брат, ни мне, ни вам, всем нам не нужны большие клизмы”). Следом пригласил и непосредственный начальник – заместитель директора ИСМИ. Он был более прямолинеен в своем возмущении мной, т.е. содержанием отчета о командировке. Его реакция выразилась в словах: “Вы, что себе позволяете в этой вашей записке. Ваше счастье, что живете не в 30 годы, а то бы мало не показалось…”

 

И я, понял, что сам виноват, что очутился в этом сообществе… Это о них и целой рати им подобных, их прислуге, писал один мой коллега, как о сообществе успешных и циничных, способных подло обмануть, надругаться над слабым ради достижения цели, называемом ныне “jack pot” Однако, верно, говорится: лучше поздно, чем никогда. Пришла пора освободиться от иллюзий, малодушия, страхов, конформизма…И я отряхнул их как пыль с души, пережил опустошение и обрел себя, вернув свое лицо.

 

Как философ и социолог по образованию, просто как человек, я ведь не был прежде глух к тому, что происходило в нашей стране, моей республике. Словом, повторю, я вернулся к себе, стал собой. Могу теперь сказать о себе с чистой совестью: я всегда имел лицо, когда жил проблемами страны, переживал, болел ее болью, наблюдал, фиксировал сознанием, размышлял. Все это отчасти нашло отражение в том, что я писал, принимал активное участие в освещении и осмыслении острых баталий вокруг и в связи с вышеназванными процессами.

 

Я часто слышу: Вы часто критикуете правительство, да еще с обвинительным уклоном. Вам не надоело? Вам это надо?

 

Отвечал и сейчас отвечаю: Наверное, я просто не могу быть равнодушным ко всему, что вижу, что происходит с моими соотечественниками. Власть демонстрирует по жизни своими делами, расходящимися с их правильными словами, что она фактически абсолютно свободна от морали, нравственности…Так не относиться же к ней с позиций морали и терпимо, проявлять политкорректность, когда беспредел в законе, когда известные персоны власти – “великие” государственные деятели из года в год творят зло. Равнодушно наблюдать и молчать означало бы потворствовать процессу формирования психологической базы для дальнейшего развития названного режима с обозначившимися признаками тоталитаризма, власти одного, пытающегося сохранить свою позицию “наверху” в неизменном виде всеми годными и негодными средствами. Полагаю, не надо разъяснять, к чему это приводит, и уже привело.

 

Известно, рукописи не горят. Ничто – ничто не пропадает совсем, тем более, если говорить о прошлом, в котором уже ничего нельзя изменить и, между прочим, которое, как всегда и везде, составляет основу судьбы человека, народа, страны. И все же, должно помнить хрестоматийные истины, что:

 

во – первых, человек обладает некоторой свободой по отношению к собственной судьбе, воплощенной в прошлом;

во – вторых, прошедшее определяет и объясняет настоящее;

в – третьих, ни в коей мере нельзя представлять будущее, которое определялось бы всецело прошлым;

 

И, наконец, не стоит забывать уроки прошлого и возможные социальные катаклизмы, катастрофические последствия в случае их забвения.

 

На мой взгляд, таковые последствия неминуемы, например, если не преодолеть клише, связанное с официозом в оценке этого прошлого, соответственно неадекватного осмысления настоящего, если с нами останется желание продолжать жить по меркам окостеневшего старого мира, будет иметь место вечная наша инертность, тяга восхвалять “свое болото”, не исчезнет предрасположенность к определенного рода идеям – фикс и настроениям, которые, как показывает опыт соседней страны, могут стать пандемией, быстро распространяющейся социальной параноей.

 

Да, прошло уже более 20 лет с того момента, который принято называть переломным во многих отношениях, в т.ч. относительно республики Узбекистан, которая обрела независимость…Пора и подводить итоги. А они, как ты, читатель, сам видишь, если являешься не бездумным, здравомыслящим человеком, не совсем утешительные. Во всяком случае, на мой личный взгляд, эти итоги выглядят плачевными. Впрочем, я не считаю, что в моих воззрениях на природу вещей, максимально верно отражена наша действительность. К месту отметить, что я описывал в основном социальную действительность, в т.ч. фрагменты этих реалий, включая судьбы конкретных неординарных личностей. При этом, всегда я стремился опираться на социальные факты в онтологическом и логико-гносеологическом смыслах.

 

В первом случае, под социальным фактом в социологии разумеют любое независящее от наблюдателя состояние общественной действительности. Во втором, – достоверное, проверенное знание, в частности, полученное в результате наблюдения и дополненное аналитическим исследованием. Критерием отбора, какого бы то ни было факта, выступала для меня уверенность, что он имеет значимость (значение) социального масштаба.

 

Изложенное позволяет говорить, что настал не столько период “сбора урожая”, а, сколько, время осмысления: с чем и куда пришел Узбекистан, спустя 20 лет?

 

Размышлял над этим, подумалось: почему не рассмотреть сегодня, написанное мной за минувшее время, в контексте прочтения новейшей политической истории Узбекистана? Решил собрать свои избранные работы, объединив под единым заглавием и “подать” их читателю в хронологическом порядке и как единый материал, но состоящий из нескольких разделов (частей). При этом, полагаю, что одни работы, на мой взгляд, наиболее содержательные, заслуживают воспроизведения в полном объеме, другие в сокращенном виде, третьи – цитирования отдельных фрагментов, суждений…. Разумеется, хотелось бы, что подобный материал заставил читателя оглянуться назад, сопоставить времена, посмотреть на сегодняшний день без идеологических шор трезвым взглядом. Надеюсь, что он разберется, что к чему, что происходило в нашей республике в перестроечный период и после провозглашения независимости? Например, каков результат, заявленной президентом независимого Узбекистана стратегии реформ, центром которой по идее, должна выступать политическая демократизация? Кто есть кто в нынешнем Узбекистане. Главное, человек задумается, так сказать, “о времени и о себе”, быть может, начнет избавляться от пустых, ложных надежд, освобождаться от магии, звучащих вот уже более 20 лет лживых слов, например, о соответствии новой государственности коренным нравственным, моральным, духовным ценностям народа на фоне его обнищания, насилия, террора и лицемерия.

 

Бахадыр Ф. Мусаев.
09 -11.01. 2012 г.
г. Ташкент. Тузель-2

�ag U Px-US’>
09 -11.01. 2012 г.
г. Ташкент. Тузель-2